UKR   Версія   ENG Украинская Ассоциация КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕДИЦИНА  
Меню сайта Полезные ссылки
Украинская Ассоциация КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕДИЦИНА

Министерство здравоохранения Украины

Академия Медицинских наук Украины

Концепция

государственной политики информатизации здравоохранения Украины

Общие положения и принципы.

Государственная политика информатизации здравоохранения Украины является составной частью государственной политики информатизации Украины в целом и направлена на эффективное решение неотложных и перспективных задач развития здравоохранения населения Украины в условиях независимого самостоятельного государства. Основным содержанием государственной политики информатизации здравоохранения Украины являются необходимые методы, стратегия и тактика, направленные на ликвидацию отставания здравоохранения в области информатизации от передовых мировых государств и ускорение вхождения в информационное пространство международного сотрудничества с целью поднятия на современный уровень систем практической медицины, медицинского образования, науки. Информатизация медицины и здравоохранения должна способствовать сохранению здоровья населения Украины и повышению уровня и эффективности оказания медицинской помощи.

Основной задачей государственной политики в области информатизации здравоохранения является развитие отраслевой информационной среды, создание условий экономически оправданного использования современных информационных технологий для информационной, системно-аналитической и экспертной поддержки принятия решений во всех сферах деятельности здравоохранения на основании государственной поддержки через систему льгот, кредитов и поощрений, информатизации общества.

С целью ускорения процесса информатизации здравоохранения Украины, в основу государственной политики необходимо включить мероприятия государственного регулирования процессов информатизации на основе гибкого объединения принципов централизации и децентрализации, саморазвития, самофинансирования и самоокупаемости. Бюджетные ассигнования должны быть направлены в первую очередь на реализацию информационно-вычислительной сети как составной части общегосударственной информационно-вычислительной сети, развитие ее информационной инфраструктуры и информатизацию приоритетных стратегических направлений развития здравоохранения Украины.

Государственное регулирование должно обеспечивать системность, комплексность и согласованность процесса информатизации здравоохранения с учетом развития перспективы страховой, частной медицины и т.п.

Информатизация должна быть одной из важнейших составных частей существующих и новых программ в области здравоохранения, способствуя достижению изложенной цели. Она должна объединить комплекс мероприятий по разработке и внедрению организационного, методического, программного и технического обеспечения этих программ.

Для реализации государственной политики здравоохранения необходимо разработать Национальную программу информатизации здравоохранения Украины с учетом стратегии развития народного хозяйства, экономического состояния и возможностей Украины, и основных направлений информатизации, которые должны выполнятся с наивысшим приоритетом.

В Национальной программе информатизации здравоохранения в соответствии с основными направлениями Национальной программы информатизации Украины определяются высшие приоритеты, к которым относятся информатизация государственных органов управления, создание информационно-аналитических систем по вопросам здравоохранения, медицинского образования, науки.

Важным заданием есть формирование Национальной инфраструктуры информатизации здравоохранения, в составе которой предусматривается использование телекоммуникационного пространства, создание Национальной информационно-компьютерной сети в области здравоохранения, отраслевой системы баз данных и знаний, создание опорных зон информатизации здравоохранения в регионах Украины.

Важное место должно занять создание конкурентно способных средств информатизации диагностики для лечебных заведений и индивидуального использования, аккумулирующие в себе достижения отечественной и мировой науки, ориентированные на реализацию перспективных информационных технологий.

Приоритеты должны определяться на 2-3 годичный период и на будущую десятилетнюю перспективу.

Государственная политика информатизации должна формулироваться с максимальным учетом принципа технологического прорыва, когда перевес отдается перспективным научно-исследовательским, исследовательско-конструкторским и внедренческим разработкам, где ожидаются значительные результаты, которые способны обеспечить такой эффект.

Работы по реализации Национальной программы информатизации должны выполнятся на основе взаимосвязанных с каждым направлением заданий и проектов, которые учитывают специфические и функциональные потребности объектов, подлежащих информатизации. Особенное значение при формировании, обосновании и апробации проектов должно уделяться их целенаправленности, эффективности и финансовым расходам на их реализацию.

Важным принципом государственной политики должно стать установление антимонопольного порядка, при котором обеспечивается законодательная защита отечественных производителей средств информатизации.

Государственная политика должна обеспечить всестороннюю демократизацию процессов создания и использования информации, общедоступность информационных ресурсов и услуг, защиту прав личности от информационного вторжения и т.п. В оценке эффективности информатизации здравоохранения необходимо использовать комплексный подход, который базируется не только на учете ресурсных показателей, а и на влиянии данных процессов в целом на все стороны жизнедеятельности общества.

Государственная политика в области инфраструктуры информатизации здравоохранения.

Целью государственной политики создания и развития инфраструктуры информатизации здравоохранения есть достижение мирового уровня составных частей национальной информационной инфраструктуры.

Наукоемкость задач информатизации здравоохранения и их информационная насыщенность требует широкого использования современных средств вычислительной техники (СВТ) (ПЭВМ, средних и супер-ЭВМ, спецпроцессоров) с высокой продуктивностью. С целью ускорения развития информатизации здравоохранения необходимо определить научно и экономически обоснованные потребности в обеспечении импортными и отечественными СВТ и информационными технологиями с учетом существующего парка техники.

Нужно как можно полнее использовать существующие в Украине телекоммуникационные средства связи с учетом их экономичного использования на разных уровнях информатизации, обеспечить широкое внедрение существующих СУБД (систем управления банками данных) при создании банков данных для потребностей информатизации здравоохранения.

В области индустрии программных средств государственная политика должна быть направлена на поддержку создания конкурентоспособных программных систем, соблюдение национальных и международных стандартов, создание высокоинтеллектуальных информационных технологий и стимулирование их поставки на международный рынок. Должны выполнятся мероприятия украинизации программных средств широкого применения, создаваться условия для массового внедрения высокоэффективных технологий производства программного продукта и комплексов инструментальных средств.

Заслуживает внимания создание государственной системы регистрации, сертификации и лицензирования программных средств, повышения эффективности государственной лицензионной закупки в Украине и за рубежом системных и инструментальных программных средств для ПЭМ и систем с целью централизованного обеспечения учреждений МОЗ Украины.

Необходимо разработать единую стратегию организации баз данных на основе национальных и международных стандартов, поэтапное объединение локальных и ведомственных баз в Национальную систему баз данных и баз знаний открытого типа с выходом в международные сети. Одновременно должны быть сформированы механизмы оказания информационных услуг на внутреннем и внешнем рынках и система правовой защиты интеллектуальной собственности отдельных граждан и организаций и государственных интересов Украины в области информатизации.

Важным заданием есть создание баз данных общегосударственного назначения (о населении, состоянии окружающей среды, чрезвычайных ситуаций, учета и распределения лекарственных препаратов, медицинских материалов и оборудования, трансплантантов, справочные, библиотечные и др.), ведомственные, отраслевые, персональные и др. Необходимо обеспечить доступ к международным базам данных. Учитывая интерес в мире к результатам научных исследований украинских ученых, необходимо создавать документальные и фактографические базы данных по соответствующим областям знаний и обеспечивать теледоступ к ним зарубежных пользователей. В случае создания совместных предприятий по организации и эксплуатации таких баз надлежит разработать порядок формирования государственных заявок на создание баз данных, их государственной регистрации и сертификации, экономических механизмов государственного стимулирования создания баз данных и их использования.

В области информационно-вычислительных сетей на базе существующих систем телекоммуникаций необходимо поэтапно создавать единое информационно-коммуникационное пространство, которое объединяет действующие на принципах открытости и соблюдения национальных стандартов государственных, коммерческих средств массовой информации, сети ПЭМ, банки и базы данных с целью обеспечения информационных взаимодействий всех элементов инфраструктуры на всех уровнях от государственного управления до сферы бытовых услуг в области здравоохранения.

Основой широкого внедрения средств вычислительной техники на всех уровнях должно быть объединение их в локальные вычислительные сети и объединение учреждений в ведомственные и региональные сети ПЭМ. С целью отработки методов взаимодействия сетей разного назначения, как на техническом уровне, так и на уровне использования информации, целесообразно создать ряд исследовательских зон информатизации на базе существующих подразделений, которые имеют опыт в решении этих проблем. При этом особенное внимание нужно обратить на обеспечение надежной работы и предотвращение разрушения информационного пространства.

Учитывая общую заинтересованность в использовании содержания информационного пространства здравоохранения необходимо содействовать международной интеграции и кооперации труда, созданию сетей организаций по распространению программных продуктов, их широкой рекламе, маркетингу, подготовке сопроводительной документации на нескольких языках и др.

Необходимо создать правовую базу, законы и нормативные акты, которые обеспечили бы возможность правовых отношений во всех информационных связях и взаимодействия граждан и юридических лиц, защита авторских прав, действительную ответственность за нарушение правил информационных обменов, за ущемление информационных прав физических и юридических лиц.

Достижение национальной стратегической цели информатизации здравоохранения должно осуществляться через государственные капиталовложения и госзаказ путем обеспечения общей направленности всего процесса информатизации согласно Концепции государственной политики информатизации Украины. Общая научно-техническая политика информатизации здравоохранения Украины.

Общая научно-техническая политика информатизации здравоохранения должна быть направлена на привлечение всех секторов науки (академической, вузовской, отраслевой, общественных академий и др.) с целью концентрации научно-технического потенциала отрасли здравоохранения на решение фундаментальных и прикладных проблем, которые обеспечивают “технологические прорывы” (моделирование сложных физиологических процессов в организме человека, моделирование и прогнозирование здоровья регионов и Государства в целом, создание автоматизированного документооборота, в том числе и электронной истории болезни, моделирование распределения лекарств, материалов, оборудования и др.)

При этом необходимо достичь опережающего развития фундаментальных достижений; создать надлежащую материально-техническую базу; систему эффективного методического обеспечения на разных уровнях. Особенно необходимо уделить внимание разработке дополнительных систем мероприятий и льгот, поощрению, сохранению и защите кадрового потенциала профессиональных работников, которые занимаются решением задач информатизации.

Целесообразно создать или определить отраслевую структуру и специальный журнал для координации работ в области информатизации здравоохранения и их методического обеспечения.

Необходимо спланировать подготовку новых кадров, которые способны развивать, обслуживать и интенсивно использовать информатизационную структуру здравоохранения. Для этого следует предусмотреть включение новых специальностей в систему образования.

Надлежит выполнить комплекс мероприятий для разработки национальных стандартов, гармонизованных с системами международной стандартизации, сертификации и метрологии, которые гибко учитывают состояние и уровень отечественной индустрии информатизации.

Необходимо развивать системы дополнительных финансово-кредитных, налоговых, таможенных приоритетов и льгот, направленных на стимулирование науки и производства.

Общая научно-техническая политика должна обеспечить создание условий эффективного использования средств информатизации, формирование социального заказа и отечественного ринка информационных коммерческих продуктов и услуг; выполнить комплекс согласованных мероприятий по импорту зарубежной техники, офисного оборудования, приобретению необходимых лицензий и патентов.

Общая научно-техническая политика информатизации здравоохранения призвана обеспечить так же условия защиты и сохранения информации, которые существуют как на уровне государственного управления, так и на других уровнях исходя из их требований.

Правовая политика информатизации в области здравоохранения.

Правовое обеспечение информатизации предусматривает формирование законодательной основы для всех этапов информатизации здравоохранения и базируется на основных положениях правовой политики информатизации Украины в целом.

В рамках системы правового обеспечения должны рассматриваться:

- социальная направленность информации - гарантия интересов личности, организации и государства;

- экономика информатизации - выработка правовых механизмов взаимодействий всех участников с информационными ресурсами на всех стадиях (производство, распределение, потребление и пр.);

- информационная безопасность - обеспечение ответственности нарушителей интересов личности, организации, государства; правопорядка отношений в области информатизации, использования техники, информации и т.п.

Процесс информатизации требует разработки пакета законодательных актов, на основе общегосударственных актов, для обеспечения регулирования отношений юридических и физических лиц в процессе информатизации. Правовая поддержка государства должна способствовать формированию рыночных отношений в области информатизации, созданию специфических рыночных звеньев и структур.

Политика международного сотрудничества в области информатизации здравоохранения.

Политика международного сотрудничества в области информатизации здравоохранения полностью совпадает с политикой международного сотрудничества в области информатизации Украины в целом. Основные направления данной политики:

- активное участие ученых и организаций Украины в международных программах и проектах фундаментальных исследований в области информатики и системного анализа здравоохранения;

- создание условий для развития международных отношений, относительно направлений информатизации, в которых Украина имеет приоритет; определение приоритетов и поддержки участия научно-технических и трудовых коллективов в международных программах в области информатизации здравоохранения разных регионов мира, с учетом заинтересованности со стороны зарубежных фирм, что будет благоприятствовать созданию коммерческих конкурентоспособных продуктов;

- активное участие Украины в авторитетных международных государственных и негосударственных организациях в области стандартизации, обработки информации и автоматизации управления; участие Украинских ученых и специалистов в международных органах и структурах, что непосредственно заняты разработкой стандартов, касающиеся информатизации здравоохранения;

- регулирование и стимулирование государственных и негосударственных совместных предприятий, гражданских академий и других структур в международном разделении труда; установление международных многосторонних и двухсторонних соглашений по обмену специалистами для обучения, стажировки и совместной деятельности;

- установление связей с зарубежными банками, транснациональными корпорациями с целью привлечения финансового капитала, научно-техничного и производственно-технического потенциала к реализации проектов Национальной программы информатизации здравоохранения Украины; рациональная конкуренция зарубежных фирм на Украинском рынке средств информатизации и информационного обслуживания; государственные гарантии и система льгот для привлечения капитала зарубежных инвесторов.

Финансово-экономическая политика информатизации здравоохранения должна формироваться с учетом бюджетных возможностей государства, негативных процессов, связанных с резким спадом производства, нестабильностью экономики, гиперинфляцией и др.

В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы на начальном этапе государственной политики предусматривался комплекс мероприятий и условий, которые обеспечат разнообразные источники финансирования проектов информатизации здравоохранения Украины, развитие процессов самофинансирования и саморазвития.

Такими источниками могут быть: государственный бюджет; средства инновационного фонда Украины; средства негосударственных организаций, коммерческих, общественных фондов и других структур; средства, полученные за счет отчислений от прибыльной деятельности комплексов информатизации; средства инвесторов, благотворительные взносы и другие.

Гибкое объединение системы льгот целевой, кредитной, налоговой и таможенной политики, закрепленных соответствующими законодательными актами, должно наращивать соответствующие объемы внебюджетных ассигнований в реализации Национальной программы информатизации здравоохранения. Необходимо использовать систему инвестиционных банков и фондов, ориентированных на создание национальной инфраструктуры информатизации. Привлекать банки к обеспечению реализации независимой финансовой политики в области информатизации, включая инвестиционные, валютные и другие ассигнования.

Бюджетное финансирование важно сконцентрировать на главных направлениях информатизации здравоохранения (создание информационно-компьютерной сети здравоохранения, банков данных, информатизации управления, чрезвычайных ситуаций, распределение препаратов, материалов и оборудования, информатизация документооборота и пр.).

Государственное финансирование должно быть расширено на поддержку фундаментальных исследований в области информатизации, перспективных и рискованных проектов. В основу финансирования должны быть положены принципы конкретных проектов со сроком исполнения не больше 2-3 лет.

Особое место должна занять политика капиталовложений. Необходимо, чтобы в первую очередь финансировались проекты, направленные на создание общей базы информатизации, с краткими сроками окупаемости и высокими показателями эффективности.

Важно предусмотреть в структуре госбюджета Министерства здравоохранения Украины и АМН Украины отдельный ряд расходов на информатизацию здравоохранения.

Должны быть созданы дополнительные льготы зарубежным инвесторам (Международный и Национальный банки, большие фирмы и др.) для использования их средств в совместных проектах, созданию совместных предприятий, налаживанию индустрии информационных услуг и других мероприятий по реализации Национальной программы информатизации здравоохранения.

Подготовка общества к информатизации здравоохранения.

Это особый раздел Национальной программы информатизации здравоохранения. Особенность связана с отношением к информации о состоянии здоровья личности.

Для эффективности реализации информатизации здравоохранения необходимо провести административные и общественно-политические мероприятия по подготовке общественного сознания населения Украины и сотрудников системы здравоохранения.

Через средства массовой информации и научно-популярные издания довести до широких слоев населения содержание и преимущества информатизации здравоохранения как для общества в целом, так и для каждой личности.

Целесообразно уже на первых этапах реализации Национальной программы начать создание персонифицированной базы данных о состоянии здоровья и его динамике на протяжении жизни.

Особенное внимание необходимо обратить к подготовке сознания и профессионального уровня медицинских работников к информатизации отрасли.

Українська Асоціація КОМП'ЮТЕРНА МЕДИЦИНА
Всемирная Организация Здоровья
Международная Ассоциация Медицинской Информатики
Новости Международной Ассоциации Медицинской Информатики
Европейская Федерация Медицинской Информатики
Европейская Ассоциация ИТ менеджеров в здравоохранении
Европейская Федерация Обществ Нейронаук
Международная Организация по изучению мозга
Европейский журнал биомедицинской информатики
Харьковская Медицинская Академия Последипломного Образования
Украинский институт стратегических исследований Министерства здравоохранения Украины
Кафедра клинической информатики и информационных технологий в управлении здравоохранением ХМАПО
Врожденные пороки: Международные информационные системы
Информационное агентство "Медицинские новости"
Верховная Рада Украины, Комитет по вопросам здравоохранения. Заседание «круглого стола» на тему: «Про основы государственной политики здравоохранения» 06.11.15, программа
В комитетах ВР Украины 26.05.15. Заседание «круглого стола» на тему: «Информатизация здравоохранения Украины»

Новости

В системе eHealth заработала регистрация врачей первичного звена и пациентов

Компьютеры будущего будут обходиться без мышек и клавиатур.

IBM выложила в открытый доступ свой квантовый компьютер.

В Украине появился образовательный онлайн-телеканал для айтишников.

Создано вечное хранилище информации.

Неизбежность перехода на Windows 10.

Microsoft: Windows 7 можно использовать только на свой страх и риск.
Редактор:
проф. Майоров О.Ю.

  Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов
 
 Обновлено:   TOP 
 полезные ссылки
Designed by ©BatonnSoft